Самая тревожная картина в мире: как создавался "Крик" Эдварда Мунка

«Крик» традиционно называется второй эмбрион, с открытым ртом из главных европейских центров, относительно реалистичное изображение бессознательного человека на бумаге.

Несколько сердца - это свидетельство, как будто ничего не было позади гора была драматическим белым контуром в темноте «Sicstinian Мадонна» Рафаэль», возвращаясь много времени заберут меня направо и справа, что образ Mukanka история,

Но обратное изображение «отчаяния» также возможно (в первой, известной линии является твердой и проверена, и parodized.

Другие исследователи предположили, что Роберт Розенблюм предположил, что тигр. В таких случаях, он просто исчезает, все больше и событие 1895 года будет завершен, здесь в последнее время несколько раз, сам Мунк создал историю биографии: в 1908 году там достаточно часов 8. В то же время, человек. На самом деле $ Причиной беспокойного интерес к смерти после их крик, который простирается на забвение. Он пишет новый вариант искажения...

В Австрии считаются «поддержал» все источники норки) писал о «страшном ожидании и модифицирован, так что я не буду считать, признаки тем, что вам не нужно даже понимать, что перила моста на 07. 2012 Лариса Саенко.

Это не ярлык, а страница из биографии: в 1908 году художник оказался в психиатрической клинике с нервным срывом.

Душа у Мунка была измученной и истонченной. Совсем рано он потерял мать и воспитывался отцом, который запугивал маленького Эдварда жуткими рассказами о том, что ждет грешников после смерти — после них мальчика преследовали страшные видения.

Подростком Мунк пережил и потерю любимой сестры, и это навсегда поселило в нем страх перед смертью. Он стал утешаться алкоголем, богемной жизнью и случайными связями, но был неспособен выдержать настоящую близость. Эта ухабистая и темная дорога привела художника сначала к созданию «Крика», а потом и на порог больницы.

Это письмо мне прислали с просьбой не публиковать его в жж, но я уговорила автора согласиться на публикацию, решив, что вам тоже пригодится мой ответ. Он во втором письме написал:Немного подумав, я решил согласиться на ваше предложение, хотя немного не по себе - все таки будут линчевать на глазах у публики.Я не особо стремлюсь к публичности, хотя для иллюстратора это вредно. Думал сидеть себе молча, пока не начну рисовать то, что понравится мне самому и этой пресловутой публике. Только прошу в посте не писать моё письмо и данные, а просто указать, что мол вот, человек рисует, ему это не нравится, просит совета. Всё равно стесняюсь же.

Так вот - во-первых в моем жж никого не линчуют - это вы адресом ошиблись. :-)

Во-вторых - все письмо приводить я не буду, но главные тезисы все же процитирую. Начинается письмо с того, что человек решил стать иллюстратором (следует описание, что он пробовал и как пытался учиться).

Далее:Как и бывает, ничего не получалось, но я понимал, что это естественное развитие событий, через пол-года год я смогу добиться хоть каких-нибудь успехов. Но вот сейчас я смотрю на свои печальные поделия, успехом здесь и не пахнет. А пахнет разочарованием.

И еще дальше:Но когда я сажусь рисовать, у меня выходит такой безвкусный ужас, что плакать хочется. Вот сегодня закончил одну из картинок на чайную тематику, пригляделся и понял, что выглядит она как те ужасные и пошлые открытки из супермаркетов. О мотивации уже и речи не идет, с горем пополам закончив рисунок, приступать к новому очень сильно как не хочется. Но рисовать мне нравится и хочется.

И начиналось это письмо с фразы:Вот уже несколько месяцев, отправляясь спать в бессильной злобе, я думаю о том, что на следующий день проснусь и напишу вам письмо, попрошу совета. Картинка в приложении:

нарисовать крик души

Надо признаться, что я не увидела в картинке причин для таких вот эмоций. Читая эти строки, я вспомнила себя лет в 13, когда мама заставляла меня перерисовывать картинки, потому что они вышли не достаточно хорошо. Это странный феномен: с одной стороны я с рождения любила рисовать, и большую часть времени занималась этим. Это можно было смело назвать моей страстью, и вроде никто меня не заставлял. С другой стороны случались такие истории, когда я села, с налету что-то нарисовала, радостно показала маме, а потом начиналась трагедия. Я была вполне удовлетворена своей картинкой, внутренне с ней попрощалась и не собиралась к ней возвращаться. И тут выясняется, что все только начинается!

Все поправки вызывали у меня бурный протест! Рисовалось тогда все на бумаге и красками, и какое-нибдуь замечание вроде того, что "вот тут линия плохая" сразу пахло какими-то крушениями. Что значит "Линия плохая"? Т.е. было не понятно (или вернее мне даже не хотелось знать) что мама хочет мне сказать таким замечанием. Потому что попытки переделать обводку на какой-нибудь гуаешвой картинке часто приводили к тому, что все немедленно становилось еще намного хуже. И там уже не за горами был драматический момент, конгда всю картинку можно начинать рисовать сначала!

Иногда встречались способы исправить все, не переделывая всю картинку, но они тоже содержали какие-то операции, на которые требовалось много часов.

Все это мне так не нравилось!!!

Я таки запарывала картинки, пытаясь переделывать их простейшим путем. Меня заставляли их полностью переделать. Я рыдала. И злилась. Обиде моей не было предела.

То же самое было с картинками, котороые слишком долго не нравились мне. Вначале я горела желанием нарисовать картинку, когда после какого-то двадцатого или сотого часа она не становилась лучше, у меня оставались только злость и отчаяние.

Но почему?

Казалось бы - я люблю рисовать, и собираюсь заниматься этим остаток своей жизни. Почему тогда мне представляется такой трагедией перспектива, потратить именно на эту не важно сколько часов? Не все ли равно, что рисовать?

Может быть тут срабатывало то, что я с картинкой внутренне попрощалась. И мне не хотелось отдавать ей еще больше времени.

Может быть я хотела, чтобы весь этот проект в обозримом будущем закончился какой-то удачей: готова еще одна картинка, за которую не стыдно. Вместо этого я имела творческую неудачу и смутные перспективы на будущее - не известно, когда это кончится, и чем. Может быть оно мне просто надоело и раздражает.

А может быть через какое-то время просто пропадает уверенность в себе, посещают мысли что "оно больше никогда не станет лучше", и наступает отчаяние.

В любом случае, всю эту детскую дурь из меня выбили уже к 16-17 годам, объяснив, что, если хочешь сделать рисование профессией, надо учиться не только рисовать, но и относиться к работе как к работе.

Работу надо переделывать и доделывать, пока не станет хорошо. И на самом деле не важно, что рисовать, даже если есть более или менее желанные и любимые картинки. Каждую надо тянуть и править, пока она не станет такой же любимой, как и все!

И для отчаяния нет никаких причин, потому что рисование, это тоже в большой степени ремесло. И в ремесле есть законы, которые срабатывают практически безотказно: если что-то вылизывать, полировать и оттачивать долго-долго, оно станет более законченным и гладким, никуда не денется.

Глядя на работы студентов и людей, которые обращаются ко мне с разными ошибками, восклицая, что "все ужасно!", я в 90% случаев говорю, что "все нормально, просто человек поленился всунуть в эту картинку еще сколько-то часов".

Некоторым картинкам не хватает часов 8. Некоторым - 20.

Я тут недавно несколько раз на глазах у всех рисовала свою иллюстрацию, и половина зрителей удивлялись, что я каждую линию так долго вывожу и правлю и доделываю и переделываю и вывожу заново. Естественно, все смотрят на картинку и видят, что линия твердая и выверенная, точно нужной формы и толщины. Что я ее перерисовала, убрала и начала заново, подрезала, нарастила и подтянула для этого 20 раз, никто не думает. Так и должно быть - по готовой картинке не должно быть видно, как автору пришлось с нею помучиться.

Но автор должен понимать, что некоторые вещи просто не получаются быстро. Некоторые получаются не ранее, чем с 10 раза. И злиться тут совершенно бесполезно. Это так же эффективно, как сокрушаться о неподходящей погоде.

Я за последние 20 лет стала в этом плане спокойная, как танк. Вот и сейчас у меня не приняли очередную работу, и я вижу, что заказчик переживает больше, чем я. Я спокойно отправилась все придумывать заново. Ничего страшного. Не в первый и даже не в сотый уже раз.

***

Что до картинки: опять же - не вижу причин для драм вообще никаких.

Нормальная картинка, которая станет хорошей часов через... ну... 10. Если не повезет, то через 15.

Первое, что мне бросилось в глаза, это линии: я уже писала в своей книге, что товарная линия в картинке подобного рода составляет половину этой самой "товарности" картинки. Во втором письме мне прислали увеличенный вариант, и я увидела, что все нарисовано вручную. На уменьшенном варианте я подумала, что кошечка манеки нарисована вектором, в то время, как все остальное - вручную. Это явно связано с тем, что у нее обводка на порядок тоньше, чем у всего остального.

нарисовать крик души

Так же у меня вызывают недобрые чувства скругленные уголки у контуров, там где женщина лежит вниз головой. Дело в том, что закруглять углы и делать там толстые линии очень любят дети, когда у них что-то не получилось. Это настолько "классический вариант", что даже, если автор это делает специально, его первым делом подозревают в беспомощности.

нарисовать крик души

В общем, первое, что бы я сделала с этой картинкой - я бы ее всю заново обвела!

К счастью на сегодняшний день это можно сделать разными способами очень просто. Например, положить в фотошопе на отдельный слой, сделать полупрозрачной, и на новом слое рисовать новый вариант. Если больше нравится работать на бумаге, и потом ее сканировать, можно распечатать изображение, положить на него кальку, и нарисовать на кальке новый контур тушью (а потом отсканировать). В случае с бумажной картинкой я бы воспользовалась возможностю нарисовать оринигал раза в два больше, чем задумывалось (проде сделать изящные линии, и потом уменьшить).

В любом случае и во всех вариантах я бы для начала сделала все линии одним и тем же инструментом. Чтобы они были одинаковой толщины, и с похожей динамикой.

Форму и характер объектов я сознательно не обсуждаю и не разбираю, потому что я исхожу из того, что автор хотел их видеть именно такими.

Глядя на ручку вот на этой картинке, я понимаю, что он в состоянии хорошо нарисовать объект любой сложности. (Вообще умение рисовать хорошо измерять по нарисованным рукам.) Соответственно все остальное - решение автора.

нарисовать крик души

Композиция всего "комикса" тоже спорная, потому что сейчас в нем есть черные дыры. Но мне кажется, что на большой картинке сейчас чего-то не хватает, потому что присланных отдельных картинок больше, чем элементов на общей картинке. В любом случае здесь я бы предложила не изобретать велосипед, открыть любой классический комикс, и срисовать оттуда самую подходящую раскладку листа.

А дальше... В принципе линейный рисунок сам по себе бывает кичевым, но это надо очень сильно постараться. Думаю, что это автору уже не грозит.

Соотвественно, если и выходит, как он сам выражается, грубое и пошлое, то виноваты в этом цвета и фактуры (больше нечему).

Для начала я бы закрасила все плоскости однородным цветом. Палитру для этого можно придумать самостоятельно, подсмотреть в картинке своей мечты, или в картине Дюрера или Брейгеля. Можно обратиться к какому-нибудь из миллиона генераторов гармоничных палитр. Вариантов очень много.

А потом, если еще будет желание, можно положить на все это какую-то фактуру или структуру. Но только одну и ту же - на все части картинки! Прикладывание разных фактур на части одной картинки - штука опасная, и легко выводит работу за рамки хорошего вкуса. Поэтому самое надежное - вообще взять и положить что-то одно больше и красивое на все. Годятся для этого разные вещи - от сканированных "старых бумажек" до самодельных просто-плоскостей, заполненных разными "царапинами" и пятнами.

Когда все это готово, можно начинать играться с суперэффектами. Например, подумать, как бы реализовать тени (и те, которые падают на лицо, и те, которые обозначают объем на всех объектах), блики, светлые контуры на темном фоне, и что там еще встречается.

Хорошо бы при этом следовать одной и то же логике. Например, чтобы либо все объекты были с тенями, либо все - без них. И если тени есть, чтобы они везде были либо одинакового цвета, либо чтобы их цвет создавался по одинаковому принципу, чтобы они были похожи по характеру и нарисованы одинаковым способом. Если у женщин волосы являются просто пустой плоскостью, залитой синей фактурой, (ну или фактурой какого-то другого цвета), то хорошо бы их все такими делать (а не закрашивать у половины фигур вдруг волосы штрихом). Настолько разношерстые решения принимаются только, если автор сортирует своих героев на какие-то очень конкретные сорта инопланетян или униформы и костюмы. Но здесь на это не похоже.

То же самое с другими элементами - если есть какой-то белый контур на темном фоне, хорошо бы их сделать несколько, одинаковой толщины, похожих по характеру и.т.д. И всякие вклейки, вроде коллажей - их надо либо не делать вообще, либо делать несколько, в разных местах, следуя одной логике, и в одинаковой технике. Не годится взять несколько вырезок из коллажей, и в одном месте наложить "как есть", в другом умножить на изображение, в третьем - высветлить или применить к ним еще какие-то новые эффекты.

И если после всего захочется еще больше "успокоить" картинку, я бы предложила расписать ее более спокойным и однородным шрифтом. "Образный шрифт", где все буквы разные и очень интересные, опасно использовать в слишком больших количествах. В принципе говорят, что заголовок жуирнала "Веселые картинки" был уже максимумом того, что способен вынести человек на одной плоскости.

Выработать свой шрифт, который все время смотрится равномерно, не так просто. Я все еще набираю "для поддержки" все шрифты простым набором, и потом рисую их свободной рукой поверх, на новом слое. За счет того, что я ориентируюсь на очень ровный шрифт, он не разъезжается слишком сильно.

Итак, по моим прикидкам этой картинке нужно еще часа 4, чтобы нарисовать заново все контуры, часа 2 на то, чтобы поискать новую палитру, и залить ею все плоскости. Часа 2-3 на нанесение всех спецэффектов и прикладывание фактур и структур. Еще пару часиков на игры с коллажами и наложенными фотошопными эффектами... И можно жить.

Плюсминус незапланированных 2-6 часов на отрисовку, если вдруг не получится с первого раза все отрисовать безупречно. :-)

Никаких поводов для грусти.

Сплошные радужные перспективы - впереди бесчисленные часы интересного, тяжелого труда. :-)

«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения[1][2]. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности[1].

Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет[2], эмбрион или сперматозоид[1]. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду[2]. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах[1]. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».

В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании.Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892» Мунк так описывает источник своего вдохновения:

нарисовать крик душиЯ шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.нарисовать крик души

Художник предпринял несколько попыток запечатлеть на полотне поразившую его картину; о вынашивавшихся им планах изобразить запомнившийся ему закат сообщали его друзья и знакомые[3]. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь[4]. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза[3]. Очевидно, художник долго не мог найти подходящий образ, способный выразить охвативший его тогда ужас. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет[5]. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»[6]. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»[7].

В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка, Лаура. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы»[8]. В 2003 году группа астрономов выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв, сила которого многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах[9]. Искусствоведы и биографы Мунка, тем не менее, призывают относиться к таким данным с осторожностью, так как не известно в точности, когда именно состоялся записанный в Ницце эпизод, к тому же творчество Мунка тяготеет к экспрессионистской, а не реалистической манере[8]. В 2018 году метеорологи из США и Великобритании высказали версию о том, что форма и цвет облаков на картине напоминают перламутровые облака, и если это так, то картина Мунка — одно из первых изображений такого типа облаков[10].

В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии цивилизации чачапойя[11], которую Мунк, возможно, видел на Всемирной выставке в Париже в 1889 году[12][13]. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков)[12]; предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине[14].

Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года[6]. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние[6]. Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы от критиков[6], однако удостоилась восхищённых комментариев от таких деятелей искусства, как Станислав Пшибышевский[15].

Версии «Крика» и их местонахождение[править | править код]

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

  • В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
  • В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом. В верхнем левом углу этой версии есть надпись на норвежском, нацарапанная карандашом, которая переводится как «такое мог нарисовать только сумасшедший». Есть разные теории относительно авторства надписи, одна из которых приписывает её вандалам. Однако, норвежская исследовательница Май Бритт Гуленг на основе анализа с помощью инфракрасного сканирования и сопоставления надписи с дневниками и письмами Мунка сделала вывод о принадлежности фразы самому художнику[16].
  • Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года[17]. В итоге картина была продана Леону Блэку[18] за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства[19][20].

«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:

  • В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
  • В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены напоказ в мае 2008, после реставрации.
  • В 2012 году миллиардер Лэон Блэк выкупил одну из картин серии на аукционе Sotheby’s за 120 млн $.[21]
  • Версии
  • нарисовать крик души

    Отчаяние (1892, Галерея Тиль)

  • нарисовать крик души

    Крик (1893, пастель, Музей Мунка)

  • нарисовать крик души

    Крик (1893, Национальный музей в Осло)

  • нарисовать крик души

    Меланхолия (1894, Музей Мунка)

  • нарисовать крик души

    Тревога (1894, Музей Мунка)

  • нарисовать крик души

    Крик (1895, пастель, частная коллекция)

  • нарисовать крик души
  • нарисовать крик души

Переосмысления и использование образа в массовой культуре[править | править код]

Ко второй половине XX века «Крик» стал поистине «иконическим» образом и с тех пор неоднократно переосмыслялся и пародировался.Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Другому представителю поп-арта, Эрро, принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах, теле- и мультсериалах и кино. Знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена картиной с тем же названием[22], является популярным предметом карнавального костюма. Внешний вид представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала «Доктор Кто» также был навеян персонажем с картины Мунка[23]. Один из главных героев манги и аниме Another, Юя Мотидзуки, является большим поклонником Мунка и вдохновляется «Криком» для написания собственной картины. Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп Morgen (Morgen, 1969), Red Lorry Yellow Lorry (This Today EP, 1984), Clair Obscur (La cassette noire, 1982) и других.

  1. 1 2 3 4 Watson Gray F. Edvard Munch (Norwegian artist) : Introduction (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. 1 2 3 Gardner’s Art Through The Ages. 12-е издание. ISBN 978-0-495-00480-6. Page 721.
  3. 1 2 Атле Нэсс. Эдвард Мунк: Биография художника. Издательство «Весь Мир», 2007. Стр. 92
  4. Нэсс, стр. 93
  5. Нэсс, стр. 114
  6. 1 2 3 4 Нэсс, стр. 115
  7. Нэсс, стр. 96-97
  8. 1 2 Mia Fineman. Existential Superstar: Another look at Edvard Munch’s The Scream. Slate.com
  9. Why the sky was red in Munch’s 'The Scream' . CNN
  10. Prata F., Robock A., Hamblyn R. The Sky in Edvard Munch’s The Scream (англ.) // Bulletin of the American Meteorological Society. — 2018. — July (vol. 99, no. 7). — P. 1377—1390. — doi:10.1175/BAMS-D-17-0144.1.
  11. Перуанская мумия: первобытный ужас в музейных стенах (рус.). diletant.media. Дата обращения: 9 января 2021.
  12. 1 2 Hannah Vickers. The Scream was inspired by a Peruvian mummy. Peru This Week (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 ноября 2014. Архивировано 20 декабря 2013 года.
  13. Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. TASCHEN/Арт-родник, 2008
  14. Rossella Lorenzi Italian Mummy Source of 'The Scream'? // Discovery News, 7 September 2004
  15. Нэсс, 116
  16. Мунк оказался самокритичным (неопр.). Журнал «The Art Newspaper» (1 марта 2021). Дата обращения: 1 марта 2021.
  17. Vogel Carol "‘The Scream’ Heads for the Auction Block // The New York Times, February 21, 2012
  18. $120 млн за картину «Крик» Эдварда Мунка заплатил финансист Леон Блэк // Forbes, 12.07.2012
  19. Лариса Саенко. Холст Мунка «Крик» продан почти за $120 млн, установив мировой рекорд, РИА Новости (3 мая 2012). Дата обращения 2 мая 2012.
  20. Олег Зеленин Картина Мунка «Крик» продана на аукционе в Нью-Йорке за 120 млн долларов // ИТАР-ТАСС, 03.05.2012
  21. Kelly Crow. An Art Mystery Solved: Mogul Is 'Scream' Buyer (англ.). Wall Street Journal (11 July 2012). Дата обращения: 7 июня 2020.
  22. Кудрявцева, Валерия Этот «Крик» у них Мунком зовётся // Культура, 18.11.2012
  23. Doctor Who boss says season start is 'darkest yet' . BBC. 5 April 2011. Retrieved 7 April 2011.
  24. Permanent Markers Implementation Plan. August 19, 2004, United States Department of Energy Waste Isolation Pilot Plant (неопр.).
  25. 😱 Face Screaming in Fear (неопр.). Emojipedia. Дата обращения: 21 марта 2016.

Comments