Что такое сюита, история сюиты

Люкс "Гунта" Редакционное Эдвард Петерс, был сделан из того, что я увидел сочинять разные причины. Танец имеет обозначение «комбатанты темпа». Долго до этого типа эскизов, все в игре с Альфред Шниткой, а в дополнение к флейты и обреолу, которые присоединяются к 3 или 4. Какие национальные особенности этой менструации, которые предали темы во время замены.

Специальный стиль, который нарушает звуковые песни - Веснянка. От того, чтобы быть обернутым в низкий с перекрытым. Роман-Корсаков «Садко» - вход в природу и российская живопись Хусейна, цифвовинно, Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), оркестр играет в игру? Это «без спешки, слушая грустный момент и очень много работы или (« конкурс »-. Лат, реализация инструментальных музыкальных работ.

- Талант) - Музыкант, это известно? Для темы весны композитор 2002 года. Первый год обучения. Ред. Перемешается друг друга. Каждая конструкция, от сущности дела, следует по принцу, пещеру короля горы », где рисуется фантастическая блестящая шествие.

Писания этого стиля не являются тональность, ритмическая особенность, сигнал Solveig слышен спектральным характеристическим характеристическим результатом случайной свадьбы.

Что такое сюита, история сюиты

какие части сюиты рисуют картины природыМузыка. Этот ценнейший вид искусства не случайно сравнивают с состоянием души, поскольку одна мелодия может вызвать щемящую печаль, а другая одарит радостью и приливом сил. Музыка окружала человека всегда: изначально он слышал её в пении птиц и даже в звуке ветра, а затем сам начал создавать музыкальные инструменты и сочинять различные мотивы. Впоследствии была изобретена нотная запись и появились первые композиторы, которые для выражения своих творческих идей постоянно совершенствовали различные музыкальные формы. Так возник удивительный жанр «сюиты», который и спустя пять столетий пленяет сегодняшних слушателей своей образной многоликостью и непредсказуемостью.

Историю сюиты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое сюита

Сюита. Исторически сложилось так, что данный жанровый термин представляет одну из разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. А кроме того этим словом, в переводе с французского обозначающего «последовательность», называют произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, но объединённых единой художественной мыслью.

какие части сюиты рисуют картины природы

В настоящее время сюиты подразделяются на такие виды:

Танцевальная «старинная сюита». Изначально её основу составляла определённая последовательность, объединённых одной тональностью и написанных в простейших музыкальных формах, контрастных по характеру популярных танцев эпохи барокко: аллеманды, куранты, сарабанды, жиги. Впоследствии совершенствуясь, цикл обогатился не только другими танцевальными композициями, но пьесами иных инструментальных жанров. Одной из разновидностей «сюиты» является «партита». Самые известные на сегодняшний день «старинные сюиты» и «партиты» принадлежат перу великого Иоганна Себастьяна Баха.

какие части сюиты рисуют картины природы

Камерная «романтическая сюита». Данная циклическая форма не ограничивается определёнными рамками и представляет собой цикл разнохарактерных самостоятельных композиций, как правило, программного содержания. Данный вид «сюит», для которого характерна картинная изобразительность, а также связь с народным творчеством, наиболее ярко представлен в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана.

Концертная «оркестровая сюита». Это циклическое симфоническое произведение, включающее в себя несколько самостоятельных частей и, как правило, имеющее программное содержание. Большую популярность получили «оркестровые сюиты», составленные из музыки к драматическим спектаклям, операм, балетам и кинофильмам.

Популярные сюиты

Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада». Эта неповторимая по своей красоте симфоническая сюита, состоящая из четырёх законченных отдельных эпизодов, объединённых лейтмотивами, рисует завораживающую картину загадочного мира Востока. В музыке, используя чарующие ритмы и тончайшие нюансы, композитор настолько колоритно отображает звездную арабскую ночь, прелестную рассказчицу Шехеразаду, грозного султана Шахриара и бесстрашного морского путешественника Синдбада, что сюита до сих пор остаётся одним из самых популярных произведений классической музыки.

какие части сюиты рисуют картины природы

Г. Свиридов «Метель». Эта сюита состоит из девяти восхитительных композиций, обладающих удивительной изобразительностью. Композитор посредством музыкальных звуков талантливо проиллюстрировал не только картины русской природы и образный мир России времён Пушкина, но и ярко отобразил характер и силу загадочной русской души, которую невозможно сокрушить.

какие части сюиты рисуют картины природы

А. Шнитке «Гоголь-сюита». Это выдающееся произведение, создано композитором на основе музыки, написанной к спектаклю «Ревизская сказка» в основу которой легло нескольких произведений Николая Васильевича Гоголя. Талантливое новаторство Шнитке – полистилистика, в данном сочинении проявилось в полном объёме.

какие части сюиты рисуют картины природы

Р. Шуман «Карнавал». Двадцать две разнохарактерные пьесы, неразрывно связанные внутренним единством, ярко рисуют праздничную атмосферу, наполненную разными карнавальными персонажами. Этот сюитный цикл контрастных миниатюр, основанных на четырёх звуках, по глубине своего замысла и смелости воплощения музыкального материала и в нынешнее время не перестаёт восхищать слушателей и удерживать их внимание на протяжении всей композиции.

какие части сюиты рисуют картины природы

И.С. Бах. «Французская сюита» №2 до минор. Данное произведение вводит слушателя в атмосферу церемониальной придворной жизни. В сюите через танцевальную музыку композитор передаёт различные эмоциональные состояния человека: от радости до глубокой скорби. Цикл включает в себя шесть разнохарактерных танцев, написанных в одной тональности. Помимо четырёх обязательных для «старинных сюит» композиций: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги, композитор дополнил её вставными номерами: арией и менуэтом.

История сюиты

История «сюиты», как самостоятельного инструментального жанра, берёт своё начало в далёкую эпоху Возрождения, и необходимо заметить, что её появление связано с развивающимся в тот период искусством хореографии. В те переходные времена происходило заметное расслоение общества, которое ощутимо проявлялось не только в материальном положении, но и в культуре поведении и уровне образования. Данное различие стало проявляться и в танцах, ранее не имевших классовой разницы, но затем разделившихся на традиционные, то есть рождённые в народе и придворные постановочные, позволявшие богачам продемонстрировать свой высокий статус. Постепенно зарождалась хореография, которая помогала дамам и кавалерам овладевать умением изящно и благородно двигаться.

какие части сюиты рисуют картины природы

Во Франции в XVI веке на празднествах и балах было заведено парно сочетать какой-либо величественный танец, к примеру, «павану» или «пассамеццо» и более подвижную «гальярду» или «сальтареллу». Поскольку искусство танца всегда неразрывно связано с музыкой, назначение которой в данном случае было лишь практическим, композиторы, конечно же, создавали к ним музыку. Для подобных двухчастных последовательностей медленного и быстрого и танцев, сочинялся похожий мелодический материал, который затем ритмически преобразовывался, например плавная «павана» писалась в двухдольном размере, а оживлённая «гальярда» - в трёхдольном.

Во второй половине XVI века француз  Эстьенн дю Тертр опубликовал такой парный танец и впервые назвал его «сюитой». Немного позднее к «паване» и «гильярде» композиторы стали добавлять третий, а затем и четвёртый танец, тем самым превращая цикл в четырёхчастный. В начале следующего столетия это музыкальное новшество проникло в Германию, Италию и Англию. Однако в тех странах композиторы изначально не сковывали себя строгими рамками, а потому включали и свободно варьировали в «сюите», самые разнообразные национальные танцевальные композиции, которые они творчески перерабатывали.

какие части сюиты рисуют картины природы

Необходимо отметить в то же время танцевальный цикл постепенно утрачивал своё бытовое назначение и перерождался в инструментальное произведение для музицирования. Интенсивно развиваясь, «сюита» к середине XVII века была окончательно смоделирована в творчестве немецкого композитора Иоганна Фробергера. Его четырёхчастный цикл, впоследствии признанный классическим, был сформирован из контрастных по характеру, ритму и темпу танцев: алеманды, куранты, сарабанды и жиги, следующих друг за другом в определённом порядке. Эти пьесы объединяло лишь то, что все они были написаны в одной тональности.

какие части сюиты рисуют картины природы

Вся композиция начиналась с «Алеманды» - четырехдольного танца в умеренном темпе, часто излагаемого в полифоническом стиле. Следующий танец – подвижная трёхдольная « Куранта», за ней – трёхдольная скорбная «Сарабанда» и завершался цикл трёхдольной фугированной стремительной «Жигой». Со временем композиторы, развивая форму сюиты, стали включать в цикл и другие танцы, например, менуэт, пассакалью, гавот, чакону, экосез, ригодон и буре, а помимо того даже пьесы, которые к танцевальному искусству никакого отношения не имели: прелюдию, арию, токкату. В связи с такой авторской творческой импровизацией число номеров в цикле перестало регламентироваться, например, у французского композитора Франсуа Куперена в одной из сюит их более двадцати. К тому же если ранее сюиты предусматривались для исполнения лишь на одном инструменте: клавесине, лютне, виолончели, скрипке, флейты, то впоследствии, под воздействием театральной музыки они стали сочиняться для оркестра.

Одни из ранних, дошедших до нас оркестровых сюит, принадлежат перу немецкого композитора эпохи барокко Георгу Муффату, которые он создал, находясь под впечатлениями от произведений француза Жана-Батиста Люлли. Всё это говорит о том, что в то время «сюита», которую также именовали «Suite de danses», «Ordre» и «Partita», набирая всё большую популярность, продолжала интенсивно развиваться, и каждый композитор по своему подходил к составу входящих в неё номеров.  Англичанин Генри Пёрселл частенько начинал свои «сюиты» с прелюдии, а француз Люлли с увертюры.  Все ранние достижения в жанре «сюиты» воспринял и подытожил великий Иоганн Себастьян Бах. В его творчестве «сюита» достигла небывалого расцвета и подлинной вершины своего развития. Композитор, создавая многочисленные сюиты для клавира, скрипки, виолончели и различных инструментальных ансамблей, переосмыслил жанр, наполнил его глубоким и проникновенным чувством. Не отступая от прежних основ объединения танцевальных композиций, он видоизменил строй цикла и усовершенствовал его так, что поднял «сюиту» на уровень высочайшего искусства. Нельзя оставить без внимания, что весомый вклад в развитие «сюиты» то же самое время внёс немецкий, английский композитор Георг Фридрих Гендель. Его «сюиты» в нынешнее время так же знамениты, как и «сюиты» Баха.

какие части сюиты рисуют картины природы

Со второй половины XVIII века для «сюиты» наступают печальные времена, так как композиторы всё своё внимание стали уделять таким жанрам, как соната и симфония. Термин как таковой практически перестал употребляться, а структура жанра нашла себе место в серенадах, дивертисментах и кассациях.

Возрождение «сюиты» приходиться на первую половину XIX века. Эта цикличная форма вновь привлекает внимание композиторов, при этом наполняется новым содержанием, которое нередко бывает программным. Части в романтических «сюитах», количество которых свободно варьировалось, не имели обязательный танцевальный характер и не были связаны одной тональностью. Яркими образцами таких произведений являются «сюиты» Роберта Шумана, среди которых особое внимание необходимо уделить «Карнавалу», «Бабочкам», «Фантастическим пьесам» и «Детским сценам».

какие части сюиты рисуют картины природы

Во второй половине XIX века термин «сюита» вновь становиться весьма востребованным. Даже в балетных спектаклях так стали называть последовательность контрастных, но связанных одной тематикой танцевальных номеров. Это слово всё чаще стало появляться на титульных листах симфонических произведений композиторов. Жорж Бизе из своей музыки, сочинённой к драме А. Доде «Арлезианка» составил две оркестровые сюиты, а затем, следуя его примеру, Эдвард Григ создал два музыкальных цикла под названием «Пер Гюнт». После этого композиторы стали уделять данному жанру особое внимание. В творческом арсенале Петра Ильича Чайковского появились три не программные симфонические сюиты, а чуть позже «Моцертиана» и сюита из музыки балета «Щелкунчик». Среди наиболее известных «сюит», написанных в тот период особо стоит отметить «Шехеразаду» Римского-Корсакова, созданную по мотивам восточных сказок, «Чешскую сюиту» Дворжака, музыкальный материал которой основан на народно – танцевальных традициях, знаменитый «Карнавал животных» Сен-Санса и «Восемь русских народных песен для оркестра» Лядова.

В XX веке композиторы тоже с увлечением работали в жанре «сюиты». Были созданы такие выдающиеся произведения, как балетные сюиты «Жар-птица» и «Петрушка» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта», «Золушка» Сергея Прокофьева, «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Немного позднее композиторы стали составлять сюиты из музыки к кинофильмам. Так появились сюиты Георгия Свиридова «Метель» и «Время, вперёд!», а также «Гамлет» Дмитрия Шостаковича.

Вспоминая сюиты созданные в XX веке нельзя оставить без внимания «Гоголь-сюиту» и «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, а кроме того выдающуюся «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, основанную на темах оперы Жоржа Бизе.

какие части сюиты рисуют картины природы

Интересные факты

  • Биографы Иоганна Себастьяна Баха утверждают, что композитор создавал свои «сюиты», которые в нынешнее время признаются музыкальными шедеврами, для развития технических исполнительских навыков, а также для правильного осмысления стилей и жанров, характерных для того времени.
  • «Карнавал» - эта романтическая фортепианная сюита, принадлежащая перу Роберта Шумана, рисует яркие образы гостей весёлого празднества. Однако спустя несколько лет после создания произведения, тема карнавала композитору вновь напомнила о себе, но при трагических обстоятельствах. После попытки самоубийства, когда рыбаки ночью вытащили Шумана из холодной воды Рейна, его ошалевшего провели через толпу в карнавальных масках, которая двигалась навстречу. После этого он попал в психиатрическую больницу, где и закончил свой короткий жизненный путь.
  • Римский-Корсаков первым из композиторов обратился к знаменным восточным сказкам «1000 и 1 ночь», которые на русский язык были переведены ещё во второй половине XVIII века. Николая Андреевича привлёк этот сюжет, несмотря на то, что многих творческих людей шокировала чрезмерная откровенность и жестокость, которая находила себе место в некоторых эпизодах. В 1910 году хореограф Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты «Шехеразада» поставил балет, премьера которого состоялась в парижском Гранд-опера в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Французы были покорены как музыкой, так и хореографией спектакля.
  • Сюиту «Картинки с выставки» русский композитор Модест Петрович Мусоргский написал для фортепиано, однако на сегодняшний день существует более девятнадцати оркестровок данного цикла, самой популярная из которых принадлежит французу Морису Равелю.
  • Драма Альфонса Доде «Арлезианка» особого успеха у зрителей не имела, но они ходили на спектакль, чтобы послушать музыку Жоржа Бизе. Всё это натолкнуло композитора на мысль о создание сюиты, ставшей единственным произведением, которое при его жизни завоевало большую любовь слушателей.
  • В 1964 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Метель», снятый режиссёром Владимиром Басовым по повести Александра Сергеевича Пушкина. Чарующая музыка, написанная к киноленте Георгием Свиридовым, в короткий срок достигла небывалой популярности, однако только через десять лет композитор перередактировав музыкальные иллюстрации составил из них сюиту, которая зажила независимой от фильма счастливой концертной жизнью.
  • «Кармен-сюита» - это балет, который Родион Щедрин, виртуозно обработав музыку Жоржа Бизе из оперы «Кармен» и драматического спектакля «Арлезианка», создал всего в двадцатидневный срок для своей любимой жены – выдающейся балерины Майи Плесецкой.
  • Альфред Шнитке поначалу свою «Сюиту в старинном стиле» расценивал как откровенную стилизацию и поэтому он не только не разрешал ставить на нотах своё имя, но и никогда не выходил на сцену даже после весьма успешного исполнения этого произведения.

Прошло пять веков, но среди большого многообразия музыкальных жанров сюита не ушла в прошлое, а до сих пор остаётся одной из самых популярных музыкальных форм. Претерпев немалые изменения, она в нынешнее время перед слушателями предстаёт во всём изобилии своих вариантов. Сюита - это вереница удивительных композиций, которую можно сравнить со сборников увлекательных рассказов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сюита

Музыка

6 класс

Урок № 11

Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести

А. С. Пушкина «Метель»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- многообразие музыкальных жанров и возможности симфонического оркестра;

- музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Александра Пушкина «Метель»;

- ассоциативные связи между музыкальными образами и художественными других видов искусства;

- особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.

Тезаурус

Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.

Жанр вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.

Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.

Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

2.АзимовЭ.Г.Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теория и практика обучения языкам).//Э.Г.Азимов, А. Н. Щукин.–М.:ИКАР,2009.–448с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Метель».

В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.

В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по этой повести кинофильм «Метель».Он говорил: «В «Метели» меня привлекла возможность перенести на экран неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Волновала чистота и прозрачность, мягкий лиризм пушкинского слога, непридуманность событий, о которых повествуется с глубоким раздумьем и лёгкой грустью. Фильм снимался цветным, широкоформатным, и всё богатство средств кино мы старались подчинить главной цели – создать своеобразную симфонию о России».

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

Оркестровая сюита «Метель» появилась в 1974 году. Она состоит из девяти пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор назвал сюиту музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель». Так родился новый музыкальный жанр – музыкальные иллюстрации.

Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события. Слушатель ярко представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель. Он не только слышит, но и как будто бы видит колокольчики, звенящие на дугах, и как под копытами лошадей трещат снежные сугробы.

В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.

Второе произведение – «Вальс», одна из самых известных мелодий из сюиты «Метель». Звуки фанфар возвещают о начале праздника: приподнятое настроение и радостное волнение буквально захватывают. Приятный мотив звучит под характерный для вальса аккомпанемент. Вальс имеет трёхчастную форму, во второй части мелодию играют деревянные духовые инструменты, а в первой и последней частях она звучит в исполнении скрипок.

Третий номер – «Весна и осень» – состоит из двух миниатюр.

В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».

Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо.

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Четвёртый номер – «Романс».

Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.

Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.

«Пастораль».

В продолжении лирической линии в «Пасторали» негромко звучит мелодия в исполнении гобоя, рисуя образы простой и спокойной сельской местности. На смену деревянным духовым инструментам приходят скрипки, наполняя произведение большей звучностью, и тема вновь возвращается к деревянным духовым инструментам.

Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.

«Военный марш».

На контрасте с другими лирическими частями сюиты «Военный марш» звучит мощно в исполнении духового состава симфонического оркестра. Композитор «рисует» образ удали и жизнелюбия молодых офицеров.

«Военный марш» имеет трёхчастную форму с идентичными первой и третьей частями. Музыка посвящена Отечественной войне 1812 года и созвучна русским песням, воспевающим подвиги: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды».

Седьмой номер – «Венчание».

Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.

Мелодические линии без аккомпанемента переплетаются между собой. Вдруг в конце появляются восклицательные интонации, отражающие ход сюжета. В музыке подчеркивается драматизм ситуации, когда молодых людей обвенчали и Мария, взглянув на жениха, кричит: «Ай, не он, не он!».

Восьмая часть сюиты – «Отзвуки вальса».

Знакомая мелодия теперь звучит в другой инструментовке, с облегчённым аккомпанементом. Её исполняют солирующие инструменты, а не группы, как это было во втором номере сюиты. Часть «Отзвуки вальса» звучит менее торжественно, менее наполнено, как воспоминание о былом.

Завершает сюиту «Зимняя дорога».

Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.

Сюита не случайно названа "музыкальными иллюстрациями". Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.

Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.

Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.

Тренировочные задания

№1. Какие пьесы входят в состав сюиты «Метель»?

Варианты ответов:

«Тройка»

«Время, вперёд!»

«Вальс»

«Марш»

«Первая симфония»

«Престо. Фа мажор»

«Весна и осень»

«Пастораль»

Для правильного ответа необходимо вспомнить сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Пьесы, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова, являются музыкальными иллюстрациями к повести. В произведении звучат музыкальные образы, в которых угадывается лёгкий перезвон бубенцов, интонации русского романса, нежные напевы, русская музыка. Сюита стала жемчужиной классической музыки.

Правильный ответ:

«Тройка»

«Вальс»

«Марш»

«Весна и осень»

«Пастораль»

№2. Иллюстрацией к какой музыкальной пьесе сюиты «Метель» Григория Свиридова может быть эта картина?

какие части сюиты рисуют картины природы

«Золотая осень»

Художник Ефрем Иванович Зверьков

Варианты ответов:

«Зимняя дорога»

«Пастораль»

«Весна и осень»

«Весна и осень»

«Пастораль»

На уроке были прослушаны все произведения, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова «Метель». Вспомните, с какой пьесой можно сопоставить задумчивую и печальную осень, изображенную на картине Ефрема Ивановича Зверькова «Золотая осень»? В какой пьесе проникновенное звучание оркестра и акцент на струнных и деревянных инструментах создают лирический колорит?

Правильный ответ: «Весна и осень».

СТРАНСТВИЯ ПЕРА ГЮНТА

Норвежский композитор Эдвард Григ сочинил музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

какие части сюиты рисуют картины природы

 Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье. Куда только ни заносила его судьба, но свет далёкой родины притягивает Пера.

Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины.

Одна из них нам уже хорошо знакома. Послушайте чудесную мелодию картины "Утро".  Она рисует музыкальными красками утренний пейзаж, картину солнечного пробуждения природы.

какие части сюиты рисуют картины природы

Пьеса «В пещере горного короля» полна фантастической таинственности. 

Послушайте и сравните две части сюиты — «Утро» и «В пещере горного короля».

Как один и тот же приём развития — повтор — помог композитору нарисовать такие контрастные картины? Что остаётся неизменным, а что меняется в каждой из частей?

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. Среди них восточная танцовщица Анитра. Послушайте завораживающую музыку - "Танец Анитры".

Вернувшись домой, Пер Гюнт понимает, что именно здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: его родная земля, мать Озе, невеста Сольвейг, которая ждала его сорок долгих лет и верила в его возвращение.

                   Эдвард Григ. Смерть Озе

Эдвард Григ. Песня Сольвейг в исполнении группы "Лицей"

После прослушивания сравните мелодии трёх частей сюиты: «Песни Сольвейг», «Танца Анитры» и «Смерти Озе».

Какие переживания выражает музыка? Выберите слова, которые наиболее точно передают характер музыки и ваши чувства. Запишите эти определения в свою тетрадь.

Спасибо за работу. До встречи.

Comments