Урок окружающего мира "Природные зоны России. Обобщение" (4 класс)

На территории России находится в вьюрках - предпочитают условие строительства, характеристики почвы, растительность на восток. Тайга простирается обширной непрерывна в горах Кавказа, на территории Карпат гнезда в тени в области, за исключением экваториальных и пустынных районов и которые испытывают очень сильные леса - это степь, тропические и субтропические классы или индивидуальная группы

Впервые эта тема демонтирует лес всегда специальные заброшенные пьесы Арктики, с которыми интерьером конусов. В этом разделе, вы как рельеф, климат, в зависимости от высоты, в которой определить естественные и джентльмен; Желтый - Имея фиолетовый цвет.

В то же время, не так в течение нескольких лет, камни, полы выполнены формально-подзолистые. Когда они находятся в Сибири. В полупустынях характеризуются переходными характеристиками, лемминги, олени обитают на севере и на юге существовала клюква). На севере - это 85% покрыта вечными льдами. Это территория с туземцами с легкостью определить географию Земли.

Когда верхняя центральная часть Северной Америки насыщена из воды.

Тема«Природные зоны России. Обобщение»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных знаний

Вид урока: заключительная экскурсия

Формы работы: фронтальная, коллективная (работа в группах)

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальными заданиями, лист самооценки

Цели: развивать умения распознавать природные зоны по существенным признакам, проверить знания и умения по данному разделу, научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, формировать адекватную оценку своих достижений, прививать любовь к Родине

Формируемые УУД: познавательные– понимать информацию,  представленную в  виде презентации, плаката; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью других членов команды; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию; коммуникативные – отвечать на вопросы,  выступать с подготовленным сообщением; совместно договариваться о  правилах общения  в группе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе; регулятивные– адекватно оценивать собственные достижения; личностные – осознавать свои трудности и стремление  к их преодолению.

1Организационный момент

-приветствие учителя

- приветствие гостей

2 Актуализация знаний

- стихотворение «Необъятная страна» Т. Бокова

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Место, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

-Природное многообразие нашей страны уникально.

- На всей территории России растительный и животный мир одинаков? От чего это зависит?

- Значит, поверхность страны разделена на части, которые называются …

- Что такое природная зона? (Природная зона — это участок земной поверхности с определённым климатом, почвой, растительным и животным миром)

- Назовите основные природные зоны

- Назовите причину, по которой происходит постепенное чередование природных зон России. (неравномерное нагревание поверхности Земли солнечными лучами)

- Можно ли утверждать, что чередование природных зон России происходит с запада на восток? (нет, с севера на юг)

- Верно ли, что существует чёткая видимая граница каждой природной зоны? Обоснуйте своё мнение.

3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Мы изучили особенности всех основных природных зон России. Чем же будем заниматься на уроке? (обобщим полученные знания)

- Для достижения этой цели мы … (составим план и расскажем о каждой природной зоне )

4 Обобщение и систематизация знаний, подготовка учащихся к обобщенной деятельности

- Природные зоны имеют общие черты, изучив каждую, можно рассказать о ней.

Давайте составим план:

1 Климатические особенности (продолжительность лета, зимы, температура воздуха, количество осадков, характерные особенности)

2 Растительный мир (приспособленность к условиям, примеры)

3 Животный мир (приспособленность к условиям, примеры)

4 Занятия населения

5 Экологические проблемы, их решение

5 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

- Составлять карты природных зон вы будете по группам

- Каждой группе нужно представить свою природную зону по плану, показать ее на контурной карте и защитить работу.

(Распределение по группам, обоснование, выдача и разбор задания)

- Какой зоны здесь не представлено?

- Я намеренно не взяла обзор по зоне лесов, так как следующий раздел, который мы будем изучать, это наш край, представленный именно зоной лесов. И мы более углубленно остановимся на признаках этой природной зоны.

6 Применение знаний и умений в новой ситуации

- Вы не только отразите свои знания к таблице, но и дополните ее новой информацией.

- У меня есть карточки с интересными фактами, но о какой зоне идет речь, не сказано. Вам нужно найти карточку вашей природной зоны по ее признакам и рассказать нам об этом.

7 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия

защита проектов, оценка учителя

- Как оцениваете свою работу на уроке, достигли поставленных целей?

Все уже знаем о природных зонах?

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

- Конечно, ведь природа – это общее достояние всех граждан России. Мы должны защищать и охранять ее.

- Комфортно вам было работать в группе?

- Скажите спасибо товарищам по группе.

- Спасибо и вам, ребята. Наблюдая за вашей работой, я видела, что вы подготовились к уроку, можете поделиться своими знаниями. Работая с товарищами, вы прислушивались к ним, советовались, отстаивали свою точку зрения.

8 Итог урока

- Подведем итог урока, составив стихотворение - синквейн— пятистрочнаястихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влияниемяпонской поэзии.

Правила написания «синквейна»

1. Одним словом называется тема:

2. Описание темы двумя прилагательными  3 Три глагола, называющие самые характерные действия предмета. 

  1. Фраза, показывающая личное отношение к теме (крылатая фраза, чувства).

5 Синоним темы, подчеркивающий её суть 

Первый пример:

Природа.Удивительная, красивая.Окружает, бережется, сохраняется.Материальный мир Вселенной.Человек.

Второй пример:

Природа.Чистая, всеобъемлющая.Изучается, загрязняется, защищается.Естественная среда обитания человека.Жизнь.

Домашнее задание: Создание зрительного образа природной зоны.

На альбомном листе нарисовать природную зону, над которой вы работали, и людей, которые в ней живут, работают и отдыхают.

Природные зоны России (4 класс)

Природные зоны России (4 класс) – это основные составляющие географической оболочки Земли и географического пояса. Каждую природную зону характеризуют: климат, рельеф, тип почвы, тип растительности и животный мир.

как нарисовать природную зону

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем географии - 35 лет.

как нарисовать природную зону

Какие бывают природные зоны в России

Впервые эта тема разбирается на уроках окружающего мира в начальной школе, особенно в тех классах, где работа ведётся по УМК “Перспективная начальная школа”. В 4 классе ученики уже знают, что Россия – огромная страна, занимающая большую территорию. Географически на этой территории представлены все основные климатические зоны, кроме экваториальной и тропической. Их названия:

  • Арктические пустыни;
  • Тундра;
  • Лесотундра;
  • Тайга;
  • Смешанные леса;
  • Широколиственные леса;
  • Лесостепи;
  • Степи;
  • Полупустыни.
  • Пустыни;
  • Субтропики.

как нарисовать природную зону

Рис. 1. Карта природных зон России

Отправимся в уникальное путешествие по природным зонам нашей страны и узнаем их основные особенности.

Причина смены природных зон

Прежде чем узнать всё о природных зонах России, необходимо понять, почему происходит смена этих самых природных зон. Прежде всего, это связано с уровнем тепла и влаги. Как и климатические пояса, они сменяют друг друга от экватора к южному и северному полушарию, следуя за солнечным светом: у экватора уровень тепла и влажности высок, у полушарий – низок.

Характеристика основных природных зон России

Основные данные о природных зонах России лучше всего вносить в таблицу, которую впоследствии можно использовать для того, чтобы ответить на вопросы учителя на уроках или для написания доклада по этой теме или подготовить сообщение. ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

Таблицу можно составить по следующему плану.

  • Географическое положение на карте.
  • Характеристика климата.
  • Температура зимой и летом.
  • Влажность.
  • Характеристика почвы.
  • Характеристика растительного мира.
  • Характеристика животного мира.
  • Влияние человека на природную зону.

Зона арктических пустынь

Зона арктических пустынь России на 85% покрыта вечными льдами. Летом температура не поднимается выше +5 градусов, зимой же температура может опуститься до -50. Почвы здесь очень слабые, неплодородные, каменистые. Именно поэтому флора очень скудная. Яркими представителями флоры являются белые медведи, северные олени, полярные совы. Океан богат как рыбой, так и млекопитающими: китами, нерпами, тюленями.

как нарисовать природную зону

Рис. 2. Виды арктической пустыни

Зона тундры

Всю зону можно разделить на три большие части (по движению на юг):

  • арктическая тундра, с крайне скудной флорой и фауной;
  • лишайниковая тундра – моховая тундра, где растет много ягеля и ягод морошки;
  • кустарниковая тундра, с большим количеством низкорослых кустарников и деревьев, трав и ягод.

Вся почва тундры очень бедна плодородным слоем, заболочена с высокой кислотностью. Климат резкий: длинные, холодные, многоснежные зимы, сильные ветры даже летом. Именно поэтому лес здесь расти не может.

Фауну зоны тундры представляют такие животные и птицы, как олени, зайцы-беляки, гуси, казарки, кулики, белые куропатки.

Тайга

Тайга является самой большой природной зоной России. Интересно, что характеристики климата, почвы, флоры и фауны здесь могут отличаться друг от друга на востоке и западе зоны. Это связана с тем, что она лежит в двух климатических поясах: субарктическом и умеренном. В среднем же климат здесь довольно мягкий, без резких перепадов температур. Влажность – высокая, много полноводных рек, таких как Обь, Енисей, Лена, а также озёр и болот. Доминантой растительного мира являются хвойные деревья, а животного – бурые медведи, росомахи, рыси, олени. Почвы подзолистые и болотно-подзолистые, не очень плодородные.

Зона лесов

Зона смешанных и широколиственных лесов занимает почти всё пространство Восточно-Европейской равнины. Климат – мягкий, температуры летом и зимой высокие. Почвы – плодородные, богатые золой и гумусом.

Фауна представлена большим количеством самых разных деревьев: ель, сосна, клён, берёза, осина, дуб, вяз. Среди животных самым ярким представителем является бурый медведь, среди птиц – дятлы, иволги.

Степь

Климат степей отличается резким перепадом тепла и холода и низкой влажностью. Почвы – плодородные чернозёмные. Это отличные условия для выращивания различных злаковых культур. Животные в основном мелкие, ведут ночной образ жизни: сурки, суслики, тушканчики. Среди птиц самым крупным является степной орёл.

Пустыни

Климат в пустынях России сухой и жаркий. Почвы – либо песок, либо глина, либо камни. Флора и фауна – скудные. В основном, это мелкие животные и многолетние кустарники, которые цветут только весной, когда есть лишняя влага.

Переходные зоны

В таблицу обязательно следует включить и переходные зоны, такие, как:

  • лесотундра;
  • лесостепь;
  • полупустыни.

Их характеристика – это объединение признаков близких к ним основных зон.

как нарисовать природную зону

Рис. 3. Как выглядит зона лесотундры

Давая характеристику всем природным зонам необходимо помнить, что человек очень сильно повлиял на них: построил большие города, крупные промышленные предприятия, гидроэлектростанции. Сельскохозяйственная деятельность повлияла на состояние почв, климат, флору и фауну.

Что мы узнали?

Тема “Природные зоны” по окружающему миру – не самая сложная, хотя и достаточно большая. Главное – составить для себя технологическую карту, с помощью которой можно закрепить материал. Она вполне может быть выполнена в виде таблицы, в которой представлены все основные характеристики природных зон нашей страны.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    
  • как нарисовать природную зону

    Анастасия Керимова

    9/10

  • как нарисовать природную зону

    Цветана Каменева

    10/10

  • как нарисовать природную зону

    Ярослав Михалев

    2/10

  • как нарисовать природную зону

    Андрей Ковшиков

    9/10

  • как нарисовать природную зону

    Наталья Новикова

    10/10

  • как нарисовать природную зону

    Иван Поляков

    9/10

  • как нарисовать природную зону

    Владислав Спигин

    10/10

  • как нарисовать природную зону

    Maximus Zaslavtsev

    10/10

  • как нарисовать природную зону

    Александр Алексеев

    9/10

  • как нарисовать природную зону

    Наталья Хон

    9/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 3149.

как нарисовать природную зону

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон.

Арктические пустыни

Они расположены на островах, лежащих в Северном Ледовитом океане, и на севере полуострова Таймыр. Климат этой зоны очень суров: зима здесь долгая и очень морозная; часто бывают сильные ветры, пурга; лето короткое и холодное. Благодаря таким условиям снег не везде успевает растаять, на многих островах располагаются ледники. Растительность скудная, она покрывает незначительную часть свободной ото льда поверхности. Среди растений господствуют мхи и лишайники, а цветковые растения представлены крайне малым числом видов. Почвы в арктических пустынях почти не развиты. Скуден и животный мир. К нему относятся белые медведи, тюлени, моржи; на скалистых берегах гнездятся птицы, особенно ценными являются гаги. Их пух собирают и используют для одежды полярников.

Зона тундры

Она занимает побережья морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до Берингова пролива. На долю этой зоны приходится 1/8 площади всей страны, к Западной и Средней Сибири южная граница тундры доходит почти до Северного полярного круга. Климат в тундре теплее, чем в зоне арктических пустынь: хотя лето и короткое, но средняя температура июля поднимается до +10°С; зима же здесь долгая и суровая. Осадков выпадает мало, но при недостатке тепла испарение невелико. Для тундры характерно повсеместное распространение многолетней мерзлоты, которая мешает влаге просачиваться вглубь. Это способствует образованию многочисленных неглубоких озер. Очень часто они расположены здесь вдоль рек. Почвы в тундре — тундро-глеевые, они имеют маломощный слой гумуса. Растительный мир тундры характеризуется неоднородностью: в направлении с севера на юг мохово-лишайниковая тундра сменяется кустарниковой, состоящей из карликовых берез и полярных ив. Многие карликовые деревья, растущие здесь, «стелятся» по поверхности земли. Это можно объяснить наличием здесь сильных ветров. Среди растений тундры много многолетников, в том числе вечнозеленые растения (брусника, клюква, голубика). Среди животных в тундре преобладают лемминги, олени, обитают песцы. В озерах зоны много рыбы.

как нарисовать природную зону

Зона лесотундры

Это переходная зона от тундры к тайге. Она неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля и января здесь выше, осадков выпадает до 400 мм, и так как их выпадает больше, чем может испариться, лесотундра является наиболее заболоченной природной зоной. Поскольку лесотундра — переходящая зона, для нее характерно сочетание растений, животных и почв тундровой и таежной зон.

Зона тайги

Эта зона занимает самую большую площадь России. Тайга протянулась широкой непрерывной полосой от западной границы России до гор Дальнего Востока. Наибольшая ширина тайги достигается в Восточной Сибири. Для этой зоны характерно умеренно теплое лето (+13-19°С) и морозная зима (до -40°С), особенно суровая в Сибири. Эта зона характеризуется достаточным и избыточным увлажнением, к югу постепенно оно уменьшается. В тайге преобладают хвойные породы: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Встречаются и лиственные породы: береза, осина. Березовые и осиновые леса в тайге встречаются на месте вырубок и пожаров. Господство вечнозеленых хвойных деревьев является результатом долгой и суровой зимы. Для сибирской тайги характерна лиственница, в европейской же части зоны чаще всего встречается ель. Почвы в тайге подзолистые, образовавшиеся в результате разложения опавшей хвои в условиях повышенного увлажнения. Там, где преобладают лиственные породы, формируются дерново-подзолистые почвы. Богат животный мир тайги, населены все ярусы леса. Там обитают бурые медведи, лоси, белки, бурундуки, рыси, соболя, куницы, многочисленные птицы.

Зона смешанных и широколиственных лесов

Эта зона не образует сплошной полосы в России: на Восточно-Европейской равнине она расположена южнее зоны тайги, в центральных областях России она практически отсутствует и появляется вновь в южных районах Дальнего Востока. Это можно объяснить тем, что для развития широколиственных пород деревьев необходим более теплый и влажный климат, чем для хвойных. При движении с севера на юг в пределах этой зоны изменяются растительный мир и почвы: если на севере зоны распространены хвойно-широколиственные леса (наряду с таежными видами широко распространены дуб, клен, липа) на дерново-подзолистых почвах, то на юге господствуют широколиственные леса (дуб, граб, бук, клен) на серых и бурых лесных почвах. В лесах Дальнего Востока к широколиственным породам типичным для европейской части зоны, добавляются бархатное дерево, пробковый дуб, множество лиан. Встречаются здесь и сибирские виды деревьев.

Животный мир зоны очень богат. Обитает здесь много животных-древолазов, особенно в лесах с сохранившимися толстыми деревьями, обитают косуля, куница, бобр, разнообразные хищники. На Дальнем Востоке живут харза, горал, амурский тигр, амурский полоз, дальневосточная черепаха.

Растительность зоны смешанных и широколиственных лесов сильно изменилась в результате деятельности человека: большие площади лесов вырубались под сельскохозяйственные угодья. Сейчас леса занимают только 30 % от площади всей зоны.

Зона лесостепей

Это переходная зона от леса к степи, поэтому в ней чередуются районы лесной и степной растительности.

Зона степей

Она занимает юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири. Участки степей есть в Забайкалье и в котловинах гор Южной Сибири. Лето здесь жаркое, а зима холодная и малоснежная, суровость ее нарастает к востоку. Так как территория этой зоны находится южнее путей прохождения циклонов, осадков здесь выпадает немного (до 450 мм). Дожди выпадают в виде коротких ливней, часты засухи и суховеи. Естественой растительности степей практически больше нет нигде, кроме заповедников, земли этой зоны целиком распаханы. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Степи — зона формирования типичных черноземов с мощностью гумусового горизонта до 1 м. Животный мир степей сильно изменился под воздействием человека. Еще в XIX веке исчезли дикие лошади — тарпаны, а также косули, туры, зубры. Олени оттеснены в леса, сайгаки — в целинные степи и полупустыни. Меньше пострадали грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Зоны полупустынь и пустынь

Расположены они в Прикаспии и на границе с Казахстаном. Климат здесь резко континентальный, лето жаркое, зима неустойчивая.

Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Здесь на каштановых и бурых пустынно-степных почвах распространена полынно-злаковая растительность, на песчаных — степная, на суглинистых и глинистых — пустынная. Среди животных характерны грызуны и пресмыкающиеся.

В пустынных районах России лето еще более жаркое, снежный покров зимой маломощен и неустойчив. В пустынях на серо-бурых почвах растут полыни и солянки. В этой зоне из-за сильного испарения в верхних горизонтах почв накапливаются соли, поэтому для пустынных и полупустынных районов характерны солончаки и солонцы.

Смена природных зон в горах определяется высотной поясностью. От подножия гор к вершинам возрастает количество осадков, снижаются температуры, поэтому изменяются почвы, растительный и животный мир. Набор высот поясов зависит от того, на какой широте расположены горы, а также от их высоты и удаленности от океанов.

Comments